Кубинская сальса

Кубинская сальса. Фото: Елена Михайлова.
Кубинская сальса. Фото: Елена Михайлова.

Прежде чем давать определение кубинской сальсе, попробуем разобраться с тем, а что же такое сальса вообще? Капитан Очевидность утверждает, что сальса - это парный танец) 

Обычно выделяют два вида и несколько подвидов этого танца:

 

1. Круговая сальса, к которой относится кубинская сальса или сальса касино (Salsa Casino).

2. Линейная сальса, к которой относятся сальса Лос-Анжелес (LA) и сальса Нью-Йорк (NY).

 

Можно выделить еще один подвид круговой сальсы - руэду (Rueda de Casino). Руэду танцуют одновременно несколько пар, со сменой партнеров. На самом деле подвидов сальсы гораздо больше, это лишь основные.

 

Сальсу танцуют под четыре ударных ритма (счета) в музыке, за которые танцоры делают три шага: раз шаг - два шаг - три шаг - на четвертый счет - пауза. Пауза может быть использована, собственно, как пауза, для переноса веса, партнер может сделать выброс ноги (кик) или ударить ногой об пол (чечетка), партнерша также вправе разнобразить этот момент различными пластическими элементами. 

 

Разные стили сальсы начинаются на разный счет в музыке. Например, стиль Нью-Йорк, начинается на счет "2", стили Лос Анджелес и кубинская сальса начинаются на счет "1". Хотя для кубинской сальсы это правило не всегда работает - в принципе, кубинец может начать на любой счет, так что не удивляйтесь, если что) Но, как правило, кубинская сальса все же начинается на сильную музыкальную долю, на счет "1". В этот момент партнер шагает вперед левой ногой, а партнерша, соответственно, шагает правой ногой назад. Партнер сигнализирует движениями рук, что будет - фигура или поворот, он задает рисунок танца. Партнерша должна следовать за партнером, при этом именно партнерша является ответственной за удержание парой ритма танца.

 

В сальсе используются всевозможные виды духовых (труба, тромбон и т.п.), смычковых (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и струнных ударно-клавишных инструментов (фортепиано). Но есть также инструменты, которые делают сальсу, собственно, сальсой: маракасы, гуиро, конги и клаве. Вообще говоря, танцевать в ритм сальсы - задача непростая) Для меня, например, это очень сложно, ведь ритмический рисунок в сальсе довольно часто меняется. Говорят, чтобы танцевать "в музыку", надо слушать ритм клаве. Но ритм клаве в сальсе не совпадает с ритмом шагов, потому меня это самое клаве только путало поначалу. И даже через несколько лет занятий, я не всегда могу определить этот самый ритм клаве )

 

Для лучшего понимания счета, ритмического рисунка и музыкальных инструментов сальсы, я смонтировала небольшой обучающий видеоролик:

Маракасы.
Маракасы.

 Маракасы (maracas) или марака (maraca) - ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук.

 

Для изготовления маракас использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе под названием "гуира". Инструменты, сходные с индейскими маракасами, существовали и у народа йоруба. Они изготавливались из тыкв-горлянок; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба - агбе.

 

В настоящее время маракасы изготавливают как из традиционных материалов, так и из пластмассы. И без маракас невозможно представить ни один латиноамериканский музыкальный стиль или ансамбль.

Гуиро.
Гуиро.

Гуиро (güiro) - шумовой кубинский музыкальный инструмент, разновидность трещотки.

 

Музыкант (обычно - певец) водит по гуиро скребком пуа (pua), извлекая характерный стрекочущий звук

 

Для изготовления гуиро первоначально использовались плоды  одноименного дерева гуиро. Современные гуиро изготавливаются как из традиционных материалов, так и из пластмассы или металла. 

Две конги.
Две конги.

Конга (Conga) - высокий узкий кубинский барабан африканского происхождения, основа любой перкуссионной установки.

 

Обычно конгеро (музыкант, играющий на конгах) использует установку из двух или трёх конг разного размера.

 

Конга часто является солирующим инструментом в афро-кубинской музыке. Хотя изначально, например, ритмы кубинской румбы, вообще отыгрывались на пустых коробках, но в 30-х г.г. 20 в. конги заменили эти импровизированные "барабаны".

 

Основной ритмический рисунок в сальсе задается комбинацией ритмов "тумбао" и "сон клаве".

Тумбао (tumbao) –  базовый ритм музыки афро-кубинского происхождения, играемый на контрабасе, конгах или фортепиано. 

Две палочки клаве.
Две палочки клаве.

Клаве (clave) – это кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения: две деревянные палочки, при помощи которых задается ритм.

 

Клаве может использоваться для исполнения различных ритмических рисунков, но, как правило, применяется для исполнения одноимённого ритма клаве: клаве сон, клаве гуагуанко, клаве колумбия и т.п. Клаве широко применяется в сальсе, кубинской румбе, мамбо и других стилях латиноамериканской музыки.


Пример кубинской сальсы в исполнении Бориса Кинтеро и его ученицы Полины Нагайцевой:

Для кубинской сальсы касино характерна особая пластика, основанная на кубинской румбе, в нее также часто вплетаются элементы Афро. Ведь сальса (salsa) в переводе с испанского означает "соус" - смесь из музыки кубинского сона, мамбо и румбы.

 

Существует еще такое понятие как тимба. В тимбе другие оранжировки, другие ритм-секции, другой ритм клаве (так называемый "свободный ритм клаве").  В своей основе тимба считается по сравнению с сальсой более новаторской, техничной, включающей в себя больше разнородных стилей. Но границы понятия о том, что есть тимба, а что – не тимба, довольно расплывчаты. Многие считают, что тимба – это любая современная кубинская танцевальная музыка. Другие считают - добавил в сальсу движение из румбы, и ты уже танцуешь тимбу ) Но это не так - все же в тимбе больше силы, больше полиритмии, больше свободы и это, безусловно, новый шаг в развитии традиционной кубинской музыки.

 

Пример тимбы в исполнении Хорхе Альберто Cаласа - профессионального танцора и хореграфа из Венесуэлы, бабалаво, члена жюри конкурса кубинской румбы, прошедшего в Москве в рамках проекта Tiempo de Rumba 2014, и Вероники Джанджарии - победительницы конкурса.