Сантерия и танцы Ориш

Сантерия представляет собой традицию народа йоруба -  Ифа`Ориша, смешанную с элементами католицизма, распространенную на Кубе. "Сантерия" долгое время была уничижительным названием, которое сами последователи этого культа не употребляли - они называли себя Лукуми - как и их предки в Африке. На сегодняшний день для обозначения данной традиции используется несколько названий: Йоруба, Лукуми, Сантерия, Регла де Оша, Айоба (Ayoba). Сегодня все эти наименования часто используются как синонимы. 

 

Сантерия сформировалась на Кубе во времена испанской колонизации на основе кабильдо - это были официально разрешенные властями ассоциации религиозно-благотворительного и развлекательного характера, в которые входили африканцы одной племенной принадлежности (сами члены этих сообществ именовали себя одной "нацией"). Члены кабильдо избирали свое руководство - "короля", "королеву", "майорала" (надсмотрщика), тамбурмажора (музыкального руководителя), кассира. Важнейшей формой самореализации этих племенных ассоциаций были карнавальные шествия, устраиваемые во время всех праздников, иногда и по воскресеньям. Кабильдо регистрировались правительством под католическими названиями; колониальные власти были заинтересованы в этих объединениях, поскольку они, с одной стороны, отвлекали африканцев от актов социального протеста, с другой - помогали внедрить в общественную структуру (и, отметим особо, в ассимиляционный процесс) так называемых босаль - невольников первого поколения, привезенных из Африки (слово «босаль» одновременно означало ломаный испанский язык африканцев). Кабильдо сыграли огромную роль в сохранении элементов африканской культуры в Новом Свете, они позволили африканцам совершать свои обряды сначала - под предлогом поклонения католическим святым, однако постепенно  элементы христианской религии все же стали неотъемлемой частью церемониала религиозных практик (например, обязательно наличие христианского крещения) и здесь уместно говорить о синкретизме, поскольку в этом случае мы наблюдаем именно соединение различных религий. 

 

В каждом кабильдо имелось святилище с алтарем и канастипьеро (витрина, где были выставлены божества), с отдельной комнатой для совершения таинств; со своими сантерос (хранителями святилищ, которые следили за отправлениями обрядов и общались со святыми). По сравнению с автохтонной церковью йоруба, которая представляет собой сложнейшую иерархическую организацию священнослужителей трех рангов с внутренними многоступенчатыми подразделениями, сантерия организована намного проще: помимо сантерос она сохраняет от кабильдо роль "короля" и от йоруба — "бабалаво" (babaalawo, оракул священного Ифе), знающего ряд аутентичных африканских сакральных формул. Коллективная литургия строится из трех ору (от "слово", "разговор" в языке йоруба, т.е. "бесед с богами"): первые составляют гимнические песнопения, исполняемые а капелла, вторые - наигрыши трио священных барабанов Бата, третьи - коллективные танцы, имеющие хоровое и инструментальное сопровождение, продолжающиеся до тех пор, пока кто-нибудь из участников не впадет в психофизиологический транс, став тем самым "головой святого" — медиумом в общении богов с людьми. Музыка, песни и танцы, исполняемые во время литургии, в подавляющем большинстве аутентичного африканского происхождения. 

 

Из множества богов традиции Йоруба, на Кубе сохранилось несколько десятков. Прежде всего, это Олофи (его проявления: Олодумаре и Олорун) - верховное божество, отдалившееся от земных дел. Он считается принципиально непостижимым и слишком удаленным от мира, чтобы ему стоило поклоняться. Непосредственно Олофи в сантерии не поклоняются и он никогда не воплощается в людей.

Ориши - это  божества традиции Йоруба, духи-эманации Олофи, которые перемещаются между небом и землей, из них важнейшие:

 

Одудува (Оддудуа или Одудуа) - первый алафин (король) священного Ифе, покровитель земли. Народ йоруба считает себя детьми Одудувы. Андрогинный, в ряде мифов предстает в качестве жены Обаталы, богини земли;

Обатала - он создал человека из глины, он же лепит дитя в матке матери, владыка неба, Ориша мудрости и этической чистоты, символизируемой безупречной белизной его одежды;

Орунмилла - предсказатель, пророк, хозяин судьбы (Орунмилла не танцует!);

Йемайя - великая мать, дух материнства, богиня морей и океанов;

Чанго (Шанго) -  хозяин грома и молнии. Согласно традиции, когда-то Чанго был третьим алафином (королем) Ойо (город-государство народа йоруба, основателями которого были выходцы из Ифе) и после тяжелой жизни и испытаний судьбы был трансформирован в Ориша;

Очун (Ошун) - королева любви, красоты и сексуальности, хозяйка пресных вод (некоторые источники говорят: "сладких вод"), богиня реки Очун;

Ойя - женщина-воин, дух ветра, урагана, грома и волшебства;

Оггун - дух войны, повелитель металлов и инструментов;

Элеггуа (Элегба)- открыватель пути, проводник, посредник между людьми и миром духов;

Бабалу-Айе - властитель болезней и эпидемий;

Очоси - бог охоты и знаток трав;

Обба (Оба) - богиня брака.

 

Вообще описывать Ориш очень тяжело, так как представления йоруба чем-то напоминают мифы Древней Греции - во всяком случае, они также противоречивы и запутаны. Также могу сравнить мифологию йоруба с произведениями перуанского писателя Марио Вергаса Льосы - большого мастера комбинировать в одном пласте повествования события и диалоги, происходящие в разных временах и реальностях или даже атрибутированные разным персонажам. Описания Ориш иногда настолько эклектичны, что часто могут плохо согласоваться друг с другом, а порой и прямо противоречить. Это непривычно для восприятия современного человека, который привык к последовательному описанию - сначала было первое, затем - второе, а потом - третье.

Карта Кубы.
Карта Кубы.

На Кубе все Ориши считаются родственниками. Семейные отношения стали приписываться Оришам совсем недавно и в этом вопросе представления сантерии зачастую отличаются от представлений автохонной нигерийской церкви. О родственных связях спорят, потому вам могут встретиться самые разнообразные трактовки, зачастую кардинально отличающиеся от представленных здесь.

 

У многих Ориш есть несколько аспектов - мужской и женский, добрый и злой и т.д. Считается, что множественные аспекты Ориш приводят их силы в надлежащий баланс и дают им 
неограниченное количество энергии.

 

Помимо Ориш, выделяются духи мертвых - Оро, Эгун, Эгунгун и прочие, а также ньекес - злые духи, воплощающие души врагов предков данного человека.

В религии йоруба главным смысловым узлом был культ священного города Ифе; этот мотив сохранился и на Кубе, но центральным персонажем субрелигии афро-кубинцев (как и афро-бразильцев) стал Чанго, который является также повелителем ньекес, с помощью которых он направляет злые и добрые дела людей и осуществляет связь живых с мертвыми.

 

В ходе христианизации католические святые ассоциировались с африканскими богами - либо по функции, либо по атрибуту в иконографии. Так, Чанго слился с образом Святой Варвары, считавшейся у католиков покровительницей грома и молний, и - уже по обратной связи - Святую Варвару стали представлять мужчиной, изображая ее с мечом в руке (атрибут Чанго). Оггун синкретизирован со Святым Петром, Йемайя - с Девой Марией, Очун - со Святой Девой Каридад дель Кобре, Элеггуа - со Святым Антонием, Бабалу-Айе - со Святым Лазарем.

 

Ориши также ассоциируются с добродетелями, темпераментом, числами, цветами, одеждой, украшениями, днями недели, видами деятельности, силами природы, музыкой, песнями, танцевальными па, пищей, которую Ориши не едят, и пищей, без которой они не могут обойтись. Например, каждый Ориша имеет в виде обязательного элемента костюма головной убор – корону, при этом количество пиков у короны, в большинстве случаев (не всегда), соответствует числу соответствующего Ориши: у Йемайи корона с 7-ю пиками, у Ойи – с 9-ю, у Очун – с 5-ю и т.д. Однако Оггун, Элеггуа и Очоси могут выходить "в народ" и танцевать без короны (хотя она у них все равно есть). Говорят, что Элеггуа выходит "в люди" без короны, когда он хочет остаться инкогнито.

 

Почти у каждого Ориши есть свой неповторимый танец и среди кубинских профессиональных танцоров много последователей сантерии. Например, педагог Бориса Кинтеро - Рафаэль Пулидо, - настоящий бабалаво. У Бориса, в свою очередь, училась я, хотя и не являюсь последователем данной традиции - я не религиозна.

Источники:

Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. "Восточная литература" РАН, 1996.

Статьи по теме: