Одудува

Монумент Одудувы. Фото: сеть интернет.
Монумент Одудувы. Фото: сеть интернет.

Одудува (Oduduwa, Oddudua, Odudua или Oddua) является одним из самых сложных и противоречивых образов в пантеоне богов йоруба. Одудува - божество-андрогин, т. е. меняющее свой пол.

 

В ряде мифов Одудува, олицетворяющая божество Земли, выступает в женском облике в качестве помощницы Олофи (главное божество йоруба, другие его проявления: Олодумаре, Олорун) по созданию вселенной и жены Обаталы

 

По мере зарождения и развития йорубской государственности, об Одудуве стали рассказывать как о божестве мужского рода, которого Олофи спустил по цепи с небес на водную гладь. В руках у Одудувы был пятипалый петух, горсть земли и пальмовый орех. Одудува бросил землю на воду, петух взрыхлил образовавшийся участок суши, Одудува положил в землю пальмовый орех, из которого выросла красивая пальма с шестнадцатью ветвями, символизирующими правителей будущих городов-государств йоруба и прямых потомков Одудувы. На этом месте впоследствии вырос город Ифе, который, согласно верованиям йоруба, является их прародиной и колыбелью человечества, а Одудува стал первым алафином (королем) йоруба. Мифологически Одудува самым тесным образом связан с зарождением института королевской власти у народов йо­руба и бини.

 

Согласно другому варианту, землю создавал Обатала, но работу сотворения не закончил, ибо, спустившись на землю, он утолил жажду пальмовым вином и заснул. И тогда Олофи направил Одудуву завершить процесс созидания. В данном варианте Одудува рассматривается в качестве брата Обаталы и сына Олофи.

 

Существует также версия мифа, в соответствии с которой Одудува - это одно из проявлений Обаталы.

Одудува часто изображается с одним глазом, иногда его глаз располагается в центре лба.

 

В сантерии Одудува синкретизирован с Исусом Христом или со Святым Мануэлем.

 

Йеннисельт Галата Кальво говорит о том, что на вершине пантеона йоруба стоит Олофи (Олорун, Олодумаре), за которым следует Одудува (мужчина) и лишь затем - Обатала. Одудува всегда собран (никогда не расслабляется), его песни - чувственные, движения - плавные, это самый старый Ориша, даже старше Обаталы, его цвет - белый.


Источники:

Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации. Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея. "Наука", 1984.