Обба

Обба (Obba) - Ориша брака, верности и личной трансформации. Богиня реки Оба в Нигерии.

 

Она была первой законной женой Чанго и королевой Ойо (город-государство народа йоруба, основателями которого были выходцы из Ифе), однако Чанго отверг ее после того, как уличил в колдовстве. 

 

Ее имя в переводе с языка йоруба озаначает "Суп короля" (Obe - суп, Oba - король). Как гласит легенда, однажды Обба увидела, что Очун появилась во дворце Чанго в тюрбане, закрывающем ее уши. Обба поинтересовалась у Очун, зачем та надела тюрбан. Хитрая Очун ответила, что есть секрет особой эротической страсти со стороны Чанго - мол, она приготовила ему кушанье, добавив в него часть своего уха. После этого Обба увидела, как Очун и Чанго удалились в спальню. Обба, которая очень любила Чанго, не задумываясь отрезала свое левое ухо и добавила мужу в суп. Однако Чанго не простил Оббе ни попытки колдовства, ни ее глупости и отверг ее. Говорят, Чанго был в таком гневе, что убежать из его дворца пришлось обеим Оришам - и Очун и Оббе.

 

Обба ушла в горы, где переживала свои душевные страдания от потери любимого и много плакала. Из ее слез образовались озера, лагуны и река Оба, которая пересекается с рекой Очун, образуя в месте пересечения бурные пороги, которые и поныне символизируют противостояние двух женщин. У нее был роман с Оггуном, который обучил Оббу искусству войны. А потом Бабалу-Айе сжалился над ней и разрешил жить на кладбище - там и произошла трансформация Оббы которая позволила ей обрести свою истинную силу - она стала королевой воинов, разрушающих любые преграды в вопросах любви, доброты, нежности и брака, волшебницей, владеющий силами жизни и смерти. Обба, наряду с Ойей и Евой, составляют трилогию Ориш, обитающих на кладбище: Ойя охраняет ворота кладбища, Обба - само кладбище, а Ева живет под землей.

 

Многие истории говорят о том, что Обба, Очун и Ойя - сестры. Говорят, что Очун, в свою очередь, пройдя через бедность и страдания, просила прощения у Оббы, и они помирились.

 

Существуют еще несколько версий мифа про ухо Оббы:

  • в которой не Очун, а Ойя обманывает Оббу;
  • в которой Обба сварила суп с собственным ухом по предсказанию Ифа (Ифа - религиозная система, философия которой является основой сантерии, а также система гадания) и вернула любовь Чанго. Но потом Орунмилла (Ориша-прорицатель, пророк) украл ее.

Обычно Обба изображается в виде красивой женщины, олицетворяющей домашний уют, с тюрбаном на голове, прикрывающем ее рану.

Числo: 8.

Корона: с пятью пиками (как у Очун).

Цвета: розовый (основной), коралловый (розово- оранжевый), опаловый (молочно-голубой цвет с радужными оттенками), коричневый. 

Синкретизация с католическим святым в сантерии: Святая Екатерина из Сиены (Saint Catherine of Siena). 

Танец Оббы, как правило, очень женственный и по-королевски статный, он отражает ее высокое положение.