Чанго

Рафаэль Пулидо в роли Чанго. Фото: Елена Михайлова.
Рафаэль Пулидо в роли Чанго. Фото: Елена Михайлова.

Чанго (Chango, Shango) - один из самых известных Ориш. Культ Чанго (Шанго, Ксанго, Санго) - бога огня, распространился в Карибских странах и Бразилии. Он присутствует в макумбе - в Рио-де-Жанейро, воду - на Гаити, в шанго - в Тринидаде, в сантерии - на Кубе и в кандомбле в Баия-Салвадоре (город в Бразилии).

 

Чанго является одним из четырех столпов сантерии, наряду с ОбаталойЙемайей и Очун.  Он был третьим алафином (королем) города-государства народа йоруба - Ойо и трансформирован в Ориша после смерти. О том, как погиб Чанго, говорить не принято. Рассказывают, что Чанго был не особо эффективным правителем при жизни - он любил выпить, обожал танцевать и слыл большим бабником, так как имел многочисленные связи с женщинами из каждого села вокруг Ойо. Но Чанго всегда был храбрым воином и обладал чувством справедливости.

 

У Чанго три жены: Обба, Очун и Ойя и каждую из них он любил по-своему. Большинство версий мифов говорит о том, что все три жены Чанго были сестрами, каждая из которых отвечает в сантерии за свое направление в жизнедеятельности и все три проявления, по сути, есть в каждой женщине.  

 

Обба (Obba, Oba) - первая жена Чанго, символизирующая брачные узы. Она очень хорошо готовила, чем завоевала сердце Чанго - он сделал ее своей королевой в Ойо. Согласно легенде, Очун подговорила Оббу приготовить кушанье Чанго, добавив туда часть своего собственного уха - для более страстной любви. Чанго не простил Оббе подобной глупости и отверг ее. И от горя Обба превратилась в реку Оба, которая пересекается с рекой Очун, образуя в месте пересечения бурные пороги, которые символизируют противостояние двух женщин.

 

Очун - вторая жена Чанго, символизирует эротическую любовь и силу сексуального желания, возникающего между мужчиной и женщиной.

 

Ойя - третья жена Чанго, которую он украл у Оггуна, символизирует волю к победе. Ойя давала Чанго искру и вдохновение для военных побед. Разумеется, из-за Ойи, Оггун и Чанго очень сильно не любят друг друга.

 

Чанго - это дух огня, грома, молнии, и войны, священных барабанов Бата, танцев и празднований Ориша. Дух мужской силы. Его оружие - короткий двуглавый топор оше (oshe). Последователи культа верят, что когда вы слышите громкий звук грома - это Чанго едет на своем белом коне служить справедливости.

 

Чанго рассматривается как высокий, красивый мужчина крепкого телосложения. 

Корона Чанго.
Корона Чанго.

Числа: 6 и 12.

Корона: с шестью пиками.

Цвета: красный и белый.

Священные места: королевская пальма (ройстоунея). 

Характер: напыщенный, откровенный, напористый, обаятельный.

Атрибуты: двуглавый топор, одноглавый топор, меч и удар молнии.

Синкретизация с католическим святым в сантерии: Святая Варвара (Saint Barbara).

 

Танцевать Чанго научила Йемайя - его мать (приемная - одна из версий). В танце Чанго и Йемайи много похожих движений, но есть и отличия. Например, Чанго любит флиртовать со всеми женщинами, потому в его танце присутствует много соблазняющих движений бедрами, символизирующих сексуальную власть над ними. В танце Йемайи подобных движений нет.

 

Но когда Чанго танцует с топором, этот танец символизирует уже другую власть - власть над огнем, над силами природы и одновременно - господство над своими приверженцами, которые должны исполнять его указания для собственного благополучия и для благополучия всей общины.