Бабалу-Айе

Луис Фелипе Веранес в роли Бабалу-Айе. Москва, 10.06.2016. Tiempo de Rumba 2016.
Луис Фелипе Веранес в роли Бабалу-Айе. Москва, 10.06.2016. Tiempo de Rumba 2016.

Бабалу-Айе (Babalu-Aye, Babaluaye или Asojano) – Ориша болезней и эпидемий.

Одна из патак (историй) гласит, что когда-то Бабалу-Айе был молодым и красивым. Однажды Олодумаре решил поделиться с Оришами своей силой и подарил: Очун - реки, Ойе - ветер, Чанго - гром, а Бабалу-Айе - возможность стать возлюбленным для любой женщины, но при одном условии - не заниматься любовью в определенные дни. Бабалу-Айе долго соблюдал запрет, но потом... влюбился, запрет нарушил и проснулся после ночи любви уже больным проказой. Ни одно средство не помогало, Бабалу-Айе страшно мучился и просил Олодумаре простить его. Но Олодумаре был суров и приговорил Бабалу-Айе к смерти, после чего тот умер в ужасных конвульсиях. Тогда Очун отправилась к Олодумаре и просила вернуть жизнь Бабалу-Айе. Олодумаре не смог отказать Очун (никто не может ей отказать!) - Бабалу-Айе ожил, но его раны так никогда и не залечились.

 

Мораль сей истории такова: за все в этой жизни приходится платить.

 

Бабалу-Айе способен как насылать болезни, так и лечить, но не в состоянии излечиться сам. К нему обращаются для исцеления, а взамен дают значимое для человека обещание - если его исполняют, то Бабалу-Айе излечивает больного. Днем он прячется от солнца среди деревьев и выходит на открытые пространства только по ночам. Он одет в мешковину из джута (как прокаженный) или в соломенную одежду, его лицо закрыто маской, при нем всегда находится метелка для отпугивания мух от покрытого язвами тела, ею же он изгоняет прочь злых духов. 

Бабалу-Айе обычно изображается как старик, покрытый язвами, идущий на костылях в сопровождении двух сообак.

 

Число: 17.

Цвета: фиолетовый, белый, синий, черный, коричневый.

Атрибуты: костыли, метелка для отпугивания мух (charara), сумка для хранения лечебных трав, табак и две собаки.

Синкретизация с католическим святым в сантерии: Святой Лазарь (Saint Lazarus).

 

Танец Бабалу-Айе - это история больного человека: у него согнутая спина, сжатые руки и заложенный нос. Его движения - движения человека в лихорадке, в конвульсиях, который отгоняет мух со своих открытых ран. Бабалу Айе также делает жесты “подметания воздуха”, чтобы очистить его от плохих влияний. Кстати, для исполнения Бабалу-Айе, танцору нужна очень хорошая физическая форма (впрочем, как и для исполнения любого Ориши) - чтобы показать такую болезнь в танце, нужна весьма серьезная физическая подготовка.

 

Еще одна патака (история) говорит о том, что как-то раз уже больной и хромой Бабалу-Айе, присутствовал на праздновании во дворце Обаталы. Когда Бабалу-Айе попытался танцевать, он споткнулся и упал. Другие Ориши стали над ним смеяться, а Бабалу-Айе, в свою очередь, попытался наслать на них оспу или проказу, но Обатала остановил его и отвез на кладбище, где Бабалу-Айе живет с тех самых пор, как изгой. Когда Ойя забирает последнее дыхание умершего, она передает его Бабалу-Айе. 

 

Бабалу-Айе в исполнении Майкла Мело Мартинеса (2015 год):