Абакуа

Танцоры и музыканты после исполнения Абакуа на Tiempo de Rumba 2015. Фото: Елена Михайлова.
Танцоры и музыканты после исполнения Абакуа на Tiempo de Rumba 2015. Фото: Елена Михайлова.

Общество Ньяньигос, или Абакуа - мужское тайное братство, которое опирается на традицию религиозно-магических объединений в Африке. Точные дата и место возникновения Абакуа достоверно неизвестны, но многие источники говорят о том, что формирование братства началось в 30-х годах 19 в. в Матансасе, откуда распространилось по всей Кубе. Общество Абакуа до сих пор сохраняется в тайном виде на Кубе, а также в среде афро-кубинских эмигрантов в США и других странах. Оно разделяется на две ветви - Эфо и Эфи, имеющих ряд особенностей, но в каждой из которых категорически запрещено участие женщин (в отличии от сантерии). Абакуа имеет сложную внутреннюю иерархическую организацию, состоящую из нескольких ступеней, каждая со своим обозначением и со своей атрибутикой. Главная святыня братства - барабан Экве, центральный участник всех обрядов, средство сообщения с духами мертвых и управления силами земли, воды, ветра, солнца, луны и звезд. Э. Соса Родригес приводит следующие "семь заповедей" Абакуа:

 

1) хранить тайну;

2) защищать Экве до последней капли крови, убить за него, если понадобится;

3) уважать вышестоящих и подчиняться им;

4) быть хорошим отцом и сыном, не обижать свою мать;

5) быть хорошим братом (по обществу), исполнять необходимые обряды и правила;

6) уважать жену брата по обществу;

7) вести себя как настоящий мужчина, не позволять себя бить.

 

Ньяньигос практикуют физические и моральные наказания провинившихся, жертвоприношения, обряды инициации, очищения и похорон, а также регулярные ритуальные игры, центральным персонажем которых является Дьяблито (Diablito), или Иреме (Ireme) - член братства, воплощающий дух, материализовавшийся под заклинания священных барабанов и участников действа и исполняющий роль оракула в священном танце. Танцор скрыт под платьем, цвета которого напоминают шахматную доску или лоскутное покрывало, и колпаком конической формы, украшенным кисточками. Считается, что когда член Абакуа надевает костюм, он становится одержим духом того предка, которого этот костюм символизирует. В левой руке Иреме держит метелку, в правой - посох. Метелка предназначена для очищения душ членов братства, посох - для борьбы с врагами.

 

В этом видео Луис Йоэль Аво Орумила (Луис Йоэль Самада или просто Чоко) (Куба), в рамках открывающего шоу проекта Tiempo de Rumba 2015, выступает в роли Иреме:


Следующее видео - это наиболее достоверная и полная сценическая реконструкция ритуальной церемонии Абакуа, которая, впервые в России, была представлена кубинскими танцорами и музыкантами на закрытии Tiempo de Rumba 2015.

 

Иреме призываются в наш мир с помощью священного барабана Экве проводником церемонии - Крикеме. Иреме слышт только Экве, для остальных он слеп и нем. Три короля - три Иреме, приходят для очищения  ее участников на церемонии Абакуа, при этом спокойствие и элегантность танца одного Иреме противопоставляются взрывному и темпераментному танцу другого, т.е. исполнение происходит в темп и контртемп. 

 

Танцоры:

Крикеме - Хиральдо Юнинклейвис Рамос Ариас - клаве в его руках символизируют в реконструкции священный барабан Экве;

Иреме - Луис Йоэль (Чоко), Еми Менокаль Рамирес и Джордано Дубергер.

 

Музыканты и певцы:

Адонис Пантер Кальдерон;

Хосе Соуса Гонсалез (Эль Че);

Ясньер Тате Соуса Гонсалез;

Тедди Фуэнтес;

Йеннисельт Галата Кальво;

Майкл Мело Мартинез;

Луис Фелипе;

Орландо Роблес Бауте.


Музыка Абакуа оказала большое влияние практически на все афро-кубинские музыкальные стили и стала основой ритмов сона и румбы. Характерные движения Абакуа можно увидеть в социальных танцах, от Абакуа - использование танцорами платка, или двух платков (по одному в каждой руке), в кубинской румбе, которые в социальных танцах заменяют, соответственно, метелку и посох.

Источники:

Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. "Восточная литература" РАН, 1996.

Sosa Rodriguez E. Los nanigos. La Habana, 1982.

Статьи по теме: