Религиозные танцы

Как и в статье, содержащей общие сведения об афро-кубинских танцах, я буду применять понятие "религиозный танец" или "Афро" к обрядовым танцам африканских племен, которые на Кубе претерпели трансформацию и стали частью кубинского фольклора.

 

На заре цивилизации был период, когда каждое жизненное действие, каждое движение и каждый танец, были танцами в честь бога. Ветер колышет дерево, и это - жизнь, реки, океан — они все живут, потому что в них есть движение. Возможно, дерево, река, океан имеют дух, который вызывает это движение и тем самым выражает свое присутствие? Видя в них высшую силу и чувствуя потребность в подражании и поклонении им, человек создает свой первый священный танец, и этот танец по праву может считаться источником всех других. 

 

В афро-кубинской традиции к религиозным танцам относятся: танцы Ориш (народность йоруба), Пало (народность банту), Арара, Абакуа (народность карабали) и т.д.

 

В настоящее время афро-кубинские культы реализуются в двух формах: церковно-иерархических сообществ с открытым богослужением (сантерия) и в форме тайных религиозных обществ (ньянигос, или абакуа). Несмотря на значительное количество последователей традиций Пало и Арара (кубинская форма гаитянского Вуду), их влияние именно на танцевальную культуру Кубы, оказалось невелико. Первенство здесь принадлежит, конечно же, традиции Йоруба.

 

Все афро-кубинские религиозные направления используют экстатические церемонии, в ходе которых служители культа входят в особое психическое состояние, отличное от обыденного, в котором возможны различного рода мистические контакты с миром духовных энергий. Специфика танца, как элемента религиозного культа, предполагает наличие участников, адресата, объекта ритуального воздействия, специального времени и места исполнения, ритуальных атрибутов, специальной одежды, песни или музыки.

 

Со временем религиозные танцы становятся частью танцевального искусства, их начинают изучать  в хореографических училищах. В настоящее время движения Афро широко используются в хореографии современного танца как в сценических постановках, так и на танцполе, в социальных танцах.

 

Однако без ознакомления с религиозной составляющей танца, невозможно создать его полноценную сценическую форму или сделать органичным элементом социального танца.

 

Немного из истории афро-кубинских культов

Даже для схематичного и общего представления об афро-кубинских танцах, нам не обойтись без краткого описания афро-кубинских культов.

 

Особое влияние на афро-кубинские религиозные культы оказали мифологические представления народа йоруба, синтезированные с христианской доктриной.

 

Йоруба - это племена, живущие вдоль реки Нигер на территории современных Нигерии и Бенина. Помимо общего языка йоруба объединяет общность основных черт культуры и признание происхождения из единого центра - Ифе.

 

Честно говоря, я не поклонник официальной хронологии, в соответствии с которой получается следующее.

 

Первыми европейцами, появившимися в 1472 году на территории Нигерии, были португальцы. В 1553 году берегов Нигерии достигли английские корабли. Проникновение на территорию Нигерии европейских колонизаторов и превращение ее в один из крупнейших районов "охоты на чернокожих" изменило естественный процесс развития народов Нигерии. Англичане вслед за португальцами стали продавать население в рабство, а затем приступили к прямому захвату территории Нигерии.

 

На момент прихода колонистов, на территории Нигерии и Бенина существовали крупные феодальные государства. Считается, что в доколониальные времена йоруба обитали в густонаселенных городах, центром которых был дворец короля (Oba). Наиболее важным из этих городов считается город Ифе, который, как полагают, был основан в 850 году. До сих пор йоруба почитают Ифе как свою прародину.

 

Колониальная администрация на территории Нигерии появилась в 1861 году после захвата бенинского Лагоса. Из-за колониального влияния, в Нигерии и в Бенине основной религией стало христианство, некоторые йоруба приняли ислам. Сохранились также традиционные верования. 

 

Как видим, испанцев на территории Нигерии и Бенина не было. Так каким же образом йоруба попали на Кубу - испанское владение? Все дело в асьенто (исп. reale assiento - "королевское согласие") - предоставлявшееся испанской монархией частным лицам и компаниям с 1543 по 1834 гг. монопольное право на ввоз в испанские колонии рабов-негров из Африки. В 17—18 вв. асьенто служило залогом быстрого обогащения частных лиц. Конкурентную борьбу за асьенто вели португальцы и голландцы, к которым позднее присоединились французы и англичане. По итогам Войны за испанское наследство (1713 год) право асьенто было предоставлено Великобритании.

Карта современной Нигерии.
Карта современной Нигерии.

Лирическое отступление. Все источники в один голос твердят, что первые европейцы появились на территории Нигерии в 16 в. и что там были мощные африканские государства, развитые африканские государства и так далее. Позвольте не согласиться и посмотреть на факты под другим углом.

Миссионеры пришли на Африканский континент в последнее десятилетие 18 в., основные письменные источники, свидетельствующие о пребывании европейцев в Африке также появляются начиная с последнего десятилетия 18 в.

Когда пришли англичане, они ввели ограничение на религиозные практики, например, у йоруба традиционным было многоженство и они хоронили мертвых в своих домах, чтобы создать связь между собой и их умершими родственниками. Англичане заставили йоруба хоронить мертвых на кладбищах.

Первым письменным текстом на языке йоруба был краткий словарь этого языка, изданный в 1819 г. английским дипломатом Боудичем. Считается, что все знания йоруба передавали устно от учителя к ученику.

Что я хотела этим сказать? Что не могло быть подобного в развитом государстве и что триста лет никто ничего не знал про Африку, пока не появились первые миссионеры и писатели приключенческих романов. И что датировки эры географических открытий - шиза полная. Это мое личное мнение. Но вернемся к официальным данным, теперь уже более достоверным и зададим себе вопрос - а почему Нигерия христианизировалась и исламизировалась, а на Кубе и других странах Испанской Америки все пошло немного по другому - там получили развитие синкретические религии?

 

Особенности существования африканских культур в Испанской Америке определялись не только историческими и этнографическими факторами, но и формами рабовладения, сложившимися в регионе. Понять специфику этих форм легче всего из их сравнения с формами рабовладения в английской зоне. У испанцев опыт рабовладения был больше и в испанских колониях раб имел право на жизнь и здоровье, на выполнение обрядов католической религии, мог значительно улучшить свое материальное положение, наконец, мог выкупиться из рабства и стать полноправным членом общества (со временем образовалась немалая прослойка свободных африканцев). В английских колониях африканцам запрещалось сожительствовать с белой женщиной, получать образование, отправлять религиозные культы, отмечать праздники, создавать любого типа коллективные объединения. Другое важное отличие иберийского рабовладения от английского коренится в отношении к людям смешанной крови, которое в Испании складывалось под воздействием длительной арабской метисации.

 

В английских колониях существовало разделение на две расы: белые - черные, без всяких промежуточных вариантов; все цветные автоматически относились к разряду черных и соответственно рабов. В испаноязычных колониях установилось тройное разделение: белый - цветной - черный; показательна в этом отношении и языковая фиксация различных типов и ступеней метисации (мулат, метис, самбо, квартерон и др.), не свойственная английскому языку.

 

В Испанской Америке "неграми" считали только рабов; уже свободные негры (каковых в английской зоне почти не было) относились к разряду цветных. Таким образом, в испанских владениях изначально происходило размывание границы между расой и социальным положением и наряду с разграничениями расовыми все большее значение приобретали разделения социальные. В отличие от англоязычных, испаноязычные африканцы {даже рабы) допускались и к участию в культурной жизни колоний. Сохранились многочисленные свидетельства о том, что африканцы могли занимать практически все музыкальные должности, даже должность соборного органиста, пели в церковных хорах, обучали игре на музыкальных инструментах и исполняли функции учителей танцев в частных домах. Специфической формой культурной организации латиноамериканских негров стал институт племенных объединений (кабильдо на Кубе и в других колониях, кандомбе в Аргентине и Уругвае, кандомбле в Бразилии, кофрадия в Перу) - институт, совершенно немыслимый в зоне английского рабовладения.

 

Подобные условия способствовали тому, что на Кубе (и в других странах Испанской Америки) обращаемые в католицизм африканцы продолжали тайно культивировать свои религиозные традиции, маскируя их под христианские обряды и используя католических святых как прикрытие для почитания своих богов. Постепенно эта двойственность и привела к появлению синкретических религий.

Источники:

Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. "Восточная литература" РАН, 1996.

Статьи по теме: