Афро-кубинские танцы. Что это?

Общие сведения

Афро-кубинские фольклорные танцы появились на Кубе в результате синергетического эффекта от смешения двух культур - испанской и африканской.

 

Как известно из официальной истории, остров Куба был одной из первых земель, на которой высадилась экспедиция Христофора Колумба. Не буду спорить с существованием самого Колумба или с хронологией - это не историческая статья, потому привожу данные официальной истории - событие произошло в 1492 году, тогда остров был заселен индейцами, которые приняли Колумба достаточно миролюбиво. Но уже в 1511 году начался активный процесс завоевания острова испанцами и наступил испанский колониальный период. Испания окончательно покинула Кубу только в 1898 году, передав остров США по мирному договору, которым закончилась Испано-Американская война.

 

В испанский период производился массовый ввоз рабов с Африканского континента, который продолжался вплоть до отмены рабства в 1886 году. Всего на остров было ввезено более одного миллиона африканцев, большинство из которых были выходцами из Нигерии и Конго.

 

Население Кубы - кубинцы, в основном происходят от смешения африканцев с испанскими переселенцами. В начальной стадии в формировании кубинского народа участвовали также аборигены-индейцы, но они были к середине 16 в. почти полностью истреблены испанскими колонизаторами. 

Именно испанцы и африканцы формировали основные культурные традиции кубинского народа, включая танцевальную.

 

Афро-кубинские танцы можно условно разделить на две большие группы - религиозные и социальные.

Настоящая кубинская Женщина.

Здесь и далее, я буду применять понятие "религиозный танец" или "Афро" к обрядовым танцам африканских племен, которые на Кубе претерпели трансформацию и стали частью кубинского фольклора, понятие "африканский танец" - ко всем танцам Африканского континента, а понятие "афро-кубинский танец" или "кубинский танец" - ко всем кубинским танцам, включая социальные, так как выделить танец, не впитавший в себя частичку Африканского континента, не представляется возможным.

 

К религиозным танцам относятся: танцы Ориш (народность йоруба), Пало (народность банту), Арара, Абакуа и т.д. В настоящее время эти танцы имеют две формы: сценическую и религиозную. Элементы движений  Афро также широко используются в социальных танцах.

 

К социальным танцам (городского и сельского происхождения) относятся: кубинская румба, болеро, дансон, сон, ча-ча-ча, мамбо, сальса и тимба.

 

В 19-ом веке, за счет смешения испанского пения и африканских ритмов, появляется румба. Этот танец зародился в бедных кварталах Кубы под ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками, сковородками, ладонями или барабанами. Наряду с pумбой на Кубе появляется романтическое болеро – танец любви. Именно кубинское болеро, впоследствии адаптированное на европейский манер, стало основой для танца из латиноамериканской программы спортивных бальных танцев, получившего название "румба". Однако кубинская румба не имеет ничего общего с одноименным танцем из программы спортивных бальных танцев. 

 

В начале 1930-х годов элементы музыки кампесино (фермеров испанского происхождения), соединившись с африканскими ритмами и ударными инструментами, рождают новые стили кубинской музыки – дансон и сон. Из соединения румбы и сона зарождается ча-ча-ча, потом мамбо, сальса и, наконец, тимба.

 

Я специально даю весьма схематичное описание происхождения афро-кубинских танцев - не могу не согласиться с Клаусом Шрайнером, немецким этнологом, изучавшим танцевальное искусство, который писал, что попытки выяснить происхождение африканского танца абсолютно бесполезны, так как в течение столетий возникали синкретичные формы (Schreiner С. Musica Latina. Francofortae, 1988).

 

Особенности танцев с африканскими корнями

Немецкий музыковед и балетовед, автор "Всемирной истории танца", Курт Закх, рассматривал танец не как вид и форму движения, а как особое проявление жизни и деятельности человека, и с ним невозможно не согласиться. Без понимания религиозной подоплеки изучение сценической формы африканского танца будет неполноценным - они настолько сплетены воедино, что отделить одно от другого очень сложно и сепарация весьма условна.

 

Довольно часто можно встретить отношение к танцу с африканскими корнями, как к чему-то дикому, хаотичному и на этом основании его считают неупорядоченным и примитивным. Однако африканскому танцу обучали и он передавался мастерами-танцорами каждого племени или региона, а с появлением в 20 в. хореографических школ в Африке и в странах Карибского бассейна, где африканскому танцу уделяется особое внимание, была выработана строгая методологическая система преподавания. В настоящее время африканский танец преподается во многих хореографических школах мира и в большинстве своем - на основе классической хореографии. Борис Кинтеро говорит, что во время его обучения Национальной Театрально-Музыкальной Школе в Гаване (Escuela Nacional de Espectaculos Musicales, ENEM), сначала происходило изучение техники классической хореографии, африканский танец добавился позже, когда тело уже было подготовлено, при этом занятия классической хореогафией были четыре раза в неделю, а занятия африканским танцем - лишь дважды в неделю.

 

Одной из особенностей африканского танца является его "заземленность". Леопольд Сенгор - сенегальский поэт и философ, политик, первый президент Сенегала, покровитель Сенегальского национального балета в 60-х гг., говорил: "Мы – люди танца, чьи ноги становятся сильнее, когда мы бьём по твёрдой земле". Действительно, африканский танец очень сильно "заземлен" - когда танцор плотно стоит на земле, он может двигать всеми частями тела и контролировать свои движения из центра, расположенного в области солнечного сплетения. Конечности могут совершать очень сильные, почти хаотичные движения с большой амплитудой, но их держит центр. Особенностью всех афро-кубинских танцев являются также волнообразные движения грудной клеткой ("волна"). Еще один важный момент - практически всегда шаг делается с упором на всю ступню, с согнутой ноги вперед. Здесь я не могу не вспомнить Хильберто Ламадриза, танцора и преподавателя кубинских танцев в школе Estilo Сubano, который, срывая голос, кричал:

 

- Ноги по полУ, по полУ!!! Мы стоим на земле! Не прыгай!

 

Надо сказать, что "не прыгать" - тяжело, потому что европейские техники предполагают, что танец начинается с прямой ноги вперед и с вытянутым носком. Танцевать с согнутой ноги и с упором на всю ступню нелегко - это не совсем укладывается в европейскую систему понимания танца.

Источники:

1. Schreiner С. Musica Latina. Francofortae, 1988.

2. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. "Восточная литература" РАН, 1996.

3. Senghor LS. Les ballets africains de Keita Fodeba. Nigritude et humanisms, 1964.

Статьи по теме: